Новый год – явление сложное, соотносимое не только со временем, но и с философией, психологией, сакральным знанием человечества.
Многие мыслители проводили мысль о том, что в сознании людей есть два времени: сакральное (Райское время, Время Оно, Мифическое время, Время до Падения, Потерянный Рай и т. д.) и обыденное. Сакральное время связано с космическими ритмами, оно циклично и обратимо, тогда как обыденное - связано с историей, оно линейно и необратимо. У разных народов есть общее в описании «райского» времени: люди были бессмертны, не трудились, легко находили обильную и вкусную пищу, понимали язык животных и жили с ними в мире. Затем происходили какие-то события, в результате чего «райский» период завершался и связь с небом утрачивалась, но не окончательно, так как при помощи специальных ритуалов в определенном месте и в определенный момент времени возможен возврат к изначальности.
Все существование человечества связано с духовным восприятием этого сакрального времени, с «тоской по потерянному раю», желанием очищения и освобождения. Поэтому Новый год воспринимается как момент космического обновления, дающий надежду на обретение первоначального счастья.
Некоторые авторы останавливались на том, что Новый год — не момент, а промежуток между смертью и новым рождением. Чтобы начать новую жизнь, человек должен очиститься от грехов, от старения и разложения мира. Сейчас это осуществляется во время постов, в том числе Рождественского.
Немного истории
Многие индоевропейские народы в дохристианский период праздновали наступление Нового года в период зимнего солнцестояния. В III веке христианские историки приняли за начало года 1 марта, а с V века на этот стиль перешли во многих городах и областях Европы, в том числе, на островах Венецианской лагуны и во Франкском государстве. Вместе с тем папская канцелярия использовала благовещенский стиль — от «воплощения Господа» — и началом года было 25 марта. Этот стиль был весьма популярен также во Флоренции, Пизе, Кельне и Мюнстере.
В Римской империи с IV века счет дней в году вели от 25 декабря — Рождества Христова. С IX века этот стиль переняли (наряду с благовещенским) на территориях германских герцогств, а с 1310 года вплоть до второй половины XVI века он оставался там практически единственным.
Английский Новый год долгое время начинался 25 марта. И только в 1752 году парламент принял решение перенести его на 1 января.
Во Франции с 420 по 752 год началом года считалось 1 марта, с 753 по 987-й — Рождество, с 988 по 1563-й — первый день Пасхи. И только в 1563 году Карл принял за начало года 1 января. В Испании на эту систему перешли с 1556 года, в Нидерландах — с 1575-го, в Шотландии — с 1600-го, в папской канцелярии — с 1691-го.
1 марта, 25 марта и 1 сентября считаются днями «сотворения мира» по константинопольскому (древнерусскому), александрийскому и антиохийскому летоисчислениям. Хотя есть и иные варианты начала года, которые связаны с ключевыми моментами в жизни Спасителя и соотносятся либо с днем его рождения в человеческом образе — Рождеством, либо с днем его Крещения, либо с его возрождением после физической смерти — Пасхой.