О проекте
История Новогодних праздников
Тосты и поздравления на Новый Год
Новогодние рецепты
Новогодние песни
Тенденции и мода на 2014 год
Как мы праздновали
Новогодний форум
Встречаем Новый год 2025


Яндекс.Метрика

Происхождение рождественской елки


Реклама:

Символика новогодней елки

Истоки этого символа связаны с этимологией осознания дерева в целом.

Издревле у разных народов сложились свои культы деревьев: в Древней Греции — дуб и олива, в Древнем Риме — дуб и лавр, в Вавилоне, Финикии, Халдее Египте — пальма, у китайцев — персик, шел­ковица и слива, у буддистов — фиговое де­рево, священный фикус и дерево бо, у древ­них кельтов — дуб, береза, орешник, ясень и тис, у скандинавов — ясень, в ламаизме — береза, у даосов — персик, у народов Мек­сики — агава, у финно-угорских народов — береза, у славян — дуб, береза, липа, у древ­них германцев — ель и дуб. Однако все де­ревья имеют единую символику: они со­единяют небо, землю и подземный мир, дают возможность сообщения между ними. Посредством дерева человек получает доступ к солнечным, божественным силам.

Поэтому в мифологическом сознании дерево  является  центром мира, местом соприкосновения сакраль­ного и обыденного.

Кроме того, вечнозеленые деревья с древнейших времен означают вечную жизнь, бесконечный и бессмертный дух.

Понятие дерева в различных языках и диалектах соотносится с понятиями вмести­лища душ и духов, загробного мира, вселенной, цен­тра мира, гармонии, чуда и волшебства, жертвопри­ношения и Бога.

В религиях иудеев и христиан в раю растут дерево жизни и дерево познания. На дереве жизни — плоды бессмертия; на дереве познания — плоды добра и зла. В опи­сании рая других религий также рассказыва­ется о деревьях, на которых растут плоды бессмертия, например в даосизме и буддиз­ме — это персик. В китайском, японском, шумерском и индийском раю на деревьях растут драго­ценные камни. Во многих религиях прослеживается тра­диция украшать деревья фонариками, гир­ляндами, свечами и плодами. Такие деревья символизируют перерождение.

Рождественская елка была еще во времена мифологии

Как свидетельствуют источники, в мифологии деревья соотносятся не только с божествами и людьми, но и с животными. Так, в сканди­навской мифологии на вершине мирового дерева Иггдрасиль сидит мудрый орел, корни его гложут дра­кон и змеи, по стволу бегает белка, являющаяся посредником между «верхом» и «низом», а в середине щиплют листья олень и коза. Все эти животные появ­ляются на изображениях мирового дерева. Иногда вместе с ними можно увидеть петуха — символа солнца и бдительности.

Практически во всех религиях боги уми­рают на дереве, чтобы потом воскреснуть. Водан — верховный бог скандинавских и германских племен, сам себя принес в жертву и девять дней висел на мировом дереве Иггдрасиль, пронзенный собствен­ным копьем.

В соответствии с традициями западно-христианской символики, Спасителя распяли на деревянном кресте, сделан­ном из дерева познания добра и зла, то есть и грехопадение человека, и его спасение обретено на одном и том же дереве. Чтобы обновить мир, Иисус Христос вы­нужден был пройти через смерть на кресте и воскресение, поэтому христианский крест мо­жет отождествляться с мировым деревом — той осью, которая соединяет сакральный и обыденный миры.

Райское дерево

Поскольку райское дерево — дерево «пер­вого» Адама, его иногда называют «ада­мовым». Апостол Павел в своих Послани­ях к римлянам и коринфянам описывает Христа как «второго» (нового) Адама, а его райским деревом становится крест Голгофы. По христианскому преданию, у основания креста, на ко­тором распяли Спасителя, лежали кости Адама. Таким образом, райское дерево соотносится с двумя Адама­ми.

Современные протестанты отождествляют рож­дественское дерево с райским и украшают его предметами, раскрывающими этот смысл: яблоками, как напоминание о плодах познания добра и зла, роза­ми    —   по числу лет, прожитых «вторым» Адамом в человеческом образе, хлебной вы­печкой — в знак новой жизни, которую «вто­рой» Адам принес человеку, и свечами, вы­ражающими божественную любовь. На ма­кушку рождественского дерева водружается Вифлеемская звезда, но эта звезда одновре­менно символизирует и Полярную звезду над земной осью — мировым деревом. Ин­тересно, что в индоевропейских языках сло­ва со значением «дерево» могли принимать значение «вера, верить» («Сравнительный сло­варь мифологической символики» М. М. Ма­ковского).

Рождественское дерево

До сих пор речь шла о райском дереве вообще. И тем не менее, в нашем сознании новогоднее и рождественское дерево ассоциируется, прежде всего, с сосной или елью.

Издревле верили, что ель обладает чудесным свойством защищать от ведьм и другой нечисти.

Так, древние гер­манцы в пери­од зимнего солнцестояния специально подвешивали ветви ели к потолку, чтобы очистить свой дом. Постепенно еловые ветви стали заменяться  целым деревом. Его подвешивали за ко­рень к потолку.  Такое положение было символично: оно обозначало солнце, освещающее землю, корни же демонстрировали основу, фундамент. Иными словами, земное является отражением небесного.

Помимо ели с символикой возрождения связаны омела и остролист. Еще во времена Римской империи в период празднования зимнего солнцестояния дома украша­лись остролистом, плющом, омелой и хвоей. Считалось, что эти растения наделены волшебной силой. При этом особенное значение придавалось омеле -

небольшому вечнозеленому кустарниковому растению, паразитирующему на стволах или ветвях деревьев. У нее зеле­новато-белые плоды, которые появляют­ся в середине зимы, казалось бы, вопреки всем законам природы.

Именно поэтому она символизирует жизнь, связь между солнцем и человеком. Особенно ценилась омела, выросшая на  дубе. В этом случае она издревле считалась даром богов. Считалось, что она излечивает от бес­плодия, исцеляет язвы, заживляет раны, помогает от колдовства, а также открывает все замки (в том числе и от сердца)… Чтобы омела со­хранила свои чудесные свойства, при ее сборе необхо­димо было исполнить особые действия: ее нельзя сре­зать с дерева простым железным инструментом, она не должна касаться земли и добывать ее можно только в особый день, перед новолунием.

По легенде, поцелуи под омелой усиливают ее целительную силу, поэтому в Западной Европе принято целоваться под ветками этого растения.

Омела может иметь для человека и негативные последствия. Согласно скандинав­ским легендам, стрела из омелы принесла смерть лучезар­ному богу Бальдру.

Новогодняя елка в России

В России новогодняя елка появляется после указа Петра 1 от 15 декабря 1699 года. Причем, в нем предписывалось украшать дома не только елками и ее ветками, но и ветками сосны и даже можжевельника.

В царской России елка стала популярной и любимой участницей зимних торжеств. В Санкт-Петербурге самые большие елки устраивались в Аничковом дворце и зале Дворянского собрания, где были организованы катальные горки, карусели, базары детских игрушек и лотереи.

После 1917 года большевики пытались изменить рождественское значение елки. Однако им это не удалось. В декабре 1935 года партийный деятель Павел Постышев "реабилитировал" праздник, и уже в 1936 году в Колонном зале Дома Союзов была организована елка для детей.

Сейчас же елка (натуральная или искусственная) – непременный атрибут новогоднего праздника, создающий новогоднее настроение, декорирующий квартиры и дома, и напоминающий о новогоднем чуде, которого так ждут дети, а часто и взрослые!








Правила пользования сайтом   Реклама на сайте | Карта сайта
Копирование и любое воспроизведение материалов сайта запрещено без разрешения администрации сайта. © 2005- Новогодний портал Снеговичок.ру - Сайт про новый год и рождество. Новогодние рецепты, тосты и поздравления, как отпраздновать. Куда поехать праздники? Интересные истории про празднование и история Нового года и рождественские песни. О сайте. Сайт на заказ, разработка сайта: Obsudim. Раскрутка и продвижение сайта - Promostart. Система управления сайтом - Handy.CMS. Rambler top 100
Посетите наш новогодний форум!

Ищите подарки?

Если Вам понравился наш новогодний сайт, разместите у себя нашу кнопку:


коды кнопок