Историки отмечают, что несмотря на то, что многие из образов Деда Мороза восходят к христианским святым: св. Николаю, св. Василию, от них «попахивает» язычеством и даже чертовщиной.
Не случайно 23 декабря 1951 года во Франции по велению католической церкви на главной площади г. Дижона сжигали чучело Пер-Ноэля.
Однако возмущение французов было столь велико, что уже 27 декабря Пер-Ноэля реабилитировали.
Итак, персонажей много… Однако всех этих героев объединяет ряд особенностей, в том числе, и внешних - большая седая борода, шуба, посох и много подарков — в руках, в корзине или в мешке за спиной.
Подарки он дарит детям 6 декабря — в день памяти св. Николая — или на Рождество и Новый год.
Откуда же пошел образ этого новогоднего персонажа?
По мнению историков, наибольшее влияние на формирование этого персонажа оказали легенды, сложившиеся вокруг великого христианского святого Николая Мирликийского.
Прототип Деда Мороза — святой Николай, родился в III веке в семье состоятельных родителей, проживавших в портовом го роде Потара в Аикии.
Еще молодым человеком он поселился в г. Миры (ныне г. Демре, неподалеку от Финикии в Турции), где через некоторое время был избран епископом. Скончался св. Николай 6 декабря 310 или 312 года, став жертвой преследования императора Диоклетиана.
Согласно преданию, св. Николай похоронен в г. Демре, однако в 1087 году итальянские купцы из г. Бари попытались захватить его мощи. Видимо, их попытка, хотя бы частично, удалась, так как в XII веке жители Бари преподнесли в дар лотарингскому правителю Оберу де Варан-жевилю одну фалангу пальца святого.
Он, в свою очередь, передал реликвию в церковь Девы Марии в Поре, которая вскоре так прославилась, что была переименована в церковь Сен-Никола-де-Пор, а за нею так же называться и город.
Почтение к святому - рождение Деда Мороза
К моменту появления мощей св. Николая в Италии и Франции он был уже почитаем в этих странах, а вскоре превратился в очень во всеми признанного святого.
Легенды о нем способствовали превращению св. Николая в персонажа рождественских праздников.
Например, одним из распространенных является предание о трех бесприданницах, которых отец готов был сделать блудницами.
Епископ Николай, узнавший об их бедственном положении, подбросил через окно (по другой версии — через дымовой ход) три мешочка с золотом (по другой версии — три золотых яблока).
В результате девушки вышли замуж, отсюда и пошли различные предания и суеверия, а также вера в подарок на новый год.